«Позиция ЦБ категорически отрицает возможность существования криптовалют как экономического механизма»

Технологии07:00, 10.07.2019

Участники рынка — об отсутствии правового регулирования и недостатках законопроекта «О цифровых финансовых активах»

image
Фото: duma.gov.ru

По поручению президента России до 1 июля в нашей стране должны были принять законопроекты о криптовалюте. Указанные сроки уже прошли, однако вопрос законодательного регулирования рынка так и остался открытым, основной документ — «О цифровых финансовых активах», внесенный в Госдуму еще в прошлом году, до сих пор находится в подвешенном состоянии, а российский бизнес, работающий с «криптой», продолжает вынужденно регистрироваться в других странах. О причинах, последствиях и возможных решениях — читайте в материале «Реального времени».

«Закон у нас подвис»

Законопроект «О цифровых финансовых активах» находится в Госдуме с весны прошлого года, и на данный момент он принят в первом чтении. Первый вариант документа — крайне спорный, по мнению участников рынка — включал в себя следующие положения: во-первых, майнинг был определен как предпринимательская деятельность, что автоматически делало незаконным частный майнинг, во-вторых, криптовалюта и токены не являлись законным средством платежа на территории РФ, а цифровые активы легализовались через понятие «иное имущество» и определялись как «имущество в электронной форме».

В-третьих, защита прав участников смарт-контракта осуществлялась аналогично правилам для договора, заключенного в электронной форме. В-четвертых, сделки с криптовалютами, согласно документу, были возможны только через оператора обмена цифровых финансовых активов. В-пятых, лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, в рамках одного выпуска могли приобретать токены на сумму не более 50 тысяч рублей, а лицо, которое решило объявить о выпуске токенов, было обязано раскрыть сведения не только о себе, но и о конечных бенефициарах и валидаторах транзакций (включая имя, фамилию, отчество и место жительства — если это физические лица).

Такой подход властей к непростому вопросу законодательного регулирования криптовалютного рынка не устроил индустрию и вызвал шквал критики. В частности, глава Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин, заявил на ПМЭФ-2018, что «существующие законопроекты, которые были приняты в первом чтении, не устраивают индустрию и не устроят ее никогда».

image
Юрий Припачкин заявил на ПМЭФ-2018, что «существующие законопроекты, которые были приняты в первом чтении, не устраивают индустрию и не устроят ее никогда». Фото neironix.io

Редакция документа, подготовленная ко второму чтению, должна была учесть замечания игроков рынка, и стоит признать: она действительно отличается от первоначального варианта. Под ЦФА теперь понимаются любые права, оформленные на основе системы распределенного реестра. Другое важное отличие заключается в том, что авторы законопроекта практически отказались от определения криптовалюты и сосредоточили свое внимание на токенах как средстве привлечения инвестиций. Майнинг же рассматривается, скорее, как инструмент привлечения средств, а не как способ генерации блоков в блокчейне за вознаграждение.

Рассмотрение законопроекта «О ЦФА» во втором чтении должно было состояться весной этого года, однако было перенесено из-за требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF): международная организация указала на необходимость расширения терминологии документа, путем включения в него отсутствовавшего ранее понятия «криптовалюты».

— Закон о цифровых финансовых активах у нас подвис. Миссия FATF потребовала, чтобы мы урегулировали вопросы, связанные с биткоинами и так далее. Мы отмахивались и хотели как-то этот вопрос обойти, поскольку была определенная позиция Центрального банка. Но сейчас мы либо в самом законе «О ЦФА», либо отдельным законопроектом пропишем норму, которая будет определять требования к этим криптоинструментам», — приводит ТАСС пояснение председателя комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

«Сейчас мы работаем в серой зоне»

Обсуждение законодательного регулирования криптовалютного рынка в России началось еще в 2016—2017 годах, в 2018-м его игрокам представили профильный законопроект, однако индустрия до сих пор не получила никакой конкретики. Стоит заметить, что отсутствие регуляторики зачастую вынуждает российский бизнес регистрироваться в других странах. Один из ярких примеров — проект Cryptorobotics.

Отсутствие регуляторики зачастую вынуждает российский бизнес регистрироваться в других странах. Один из ярких примеров — проект Cryptorobotics. Фото из личного архива Ивана Щербакова

— Мы начали проект в Казани, потому что здесь самые хорошие программисты. Стоимость казанских специалистов ниже московских в несколько раз, а ответственность и качество работы в разы выше. А зарегистрировались в Гибралтаре, потому что российское законодательство пока не готово, чтобы здесь регистрировались компании, принимающие к оплате криптовалюту и имеющие свой токен. Сейчас мы работаем в серой зоне. То, что мы делаем, не запрещено, но и официально пока никак не регулируется. Однако скоро все может измениться, потому что могут принять соответствующий закон, — рассказал в интервью «Реальному времени» основатель компании Иван Щербаков.

Задержки в подготовке законодательной базы криптовалютный тренер Евгений Каминский объясняет тем, что «вокруг закона есть очень много заинтересованных лиц, ведомств и персоналий».

— Сложно договориться — очень разные ветви власти, министерства и так далее. Это сильно бюрократизированный процесс, причем у каждого есть свой интерес — и некоторые его даже не скрывают, — считает эксперт.

«У нас много законов, которые существуют, но не работают — закон о ЦФА будет одним из них»

Несмотря на все трансформации и метаморфозы законопроекта о ЦФА, игроки криптовалютного рынка и экспертное сообщество относятся к прорабатываемому документу крайне скептично.

— Дело в том, что индустрия живет по законам рынка и технологий, которые развиваются, а этот закон написан под диктовку ЦБ, с точки зрения его понимания финансового регулирования, — считает глава РАКИБ Юрий Припачкин. — На самом деле, он посвящен не рынку, а функционированию закрытого блокчейна. Там нет рынка, нет возможности подключения инвесторов — это просто учетный механизм, закрытые токены, которые функционируют в неких экосистемах. Рынку это ничего не даст. Закрытый блокчейн — это бессмысленная история с точки зрения рынка. Он полезен для задач модернизации тех или иных производств, но он бесполезен с точки зрения создания нового экономического порядка. Поэтому, индустрия его не заметит, если он выйдет в таком виде.

«Рынок выработал свои нормы, правила, форматы, то есть, самоорганизовался. Даже, если законопроект будет принят, то непонятно, как они будут все это мониторить, как они будут этим управлять», — комментирует Каминский. Фото vk.com

Российский майнер и криптовалютный тренер Евгений Каминский придерживается схожей позиции.

— Рынок работает так как работает, и ему в целом все равно до закона. Рынок выработал свои нормы, правила, форматы — то есть, самоорганизовался. Даже, если законопроект будет принят, то непонятно, как они будут все это мониторить, как они будут этим управлять, — комментирует эксперт. — Вероятнее всего, даже если этот закон примут, то работать он не будет — по крайней мере, первое время. Дальше, как это обычно бывает, пройдут какие-то показательные порки, но, в целом, вряд ли это приведет к какому-то результату в ближайшее время. И, в принципе, закон всегда был направлен на то, чтобы государство начало зарабатывать в этой отрасли, но пока это видится очень и очень туманным.

В свою очередь, руководитель проекта блокчейн-технологий, руководитель IT-компании Top Ленар Мухаметзянов уверен, что «закон будет идти параллельно самой индустрии».

— У нас есть много законов, которые существуют, но не работают — закон о ЦФА будет одним из них. Я бы не сказал, что документ как-то поменяет криптоиндустрию в целом. Возможно, в индустрии станет больше денег, поскольку в нее можно будет официально вкачивать средства, но не более того, — считает собеседник нашего издания.

По просьбе «Реального времени», глава Ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин рассказал, какие моменты следовало бы учесть, прежде, чем ставить точку в проработке документа.

«Позиция ЦБ категорически отрицает возможность существования криптовалют как экономического механизма. Они считают, что это чисто спекулятивный механизм. На наш взгляд, это системная ошибка, связанная с непониманием текущих экономических процессов», — говорит Юрий Припачкин. Фото Олега Тихонова

— Надо ориентировать закон на индустрию, делать его понятным, вводить туда все те термины и определения, которые нужны. Необходимо определять, что такое майнинг, криптовалюта, смарт-контракт с использованием криптовалют. Сейчас смарт-контракты определили, но без криптовалют, а как смарт-контракт может полноценно без них функционировать? Если вы хотите создать свою криптовалюту, то вы должны создать ее с учетом механизма децентрализованных реестров, а не закрытого централизованного блокчейна, что, к слову, вообще бред, — считает эксперт. — Позиция ЦБ категорически отрицает возможность существования криптовалют как экономического механизма. Они считают, что это чисто спекулятивный механизм. На наш взгляд, это системная ошибка, связанная с непониманием текущих экономических процессов.

ТехнологииITЭкономикаФинансы

Депутаты Госдумы 22 июля приняли закон, который разрешит с 2021 года проводить сделки с цифровыми финансовыми активами (ЦФА), но запретит криптовалюты как средство платежа в России.

Государственное дело: как национальная криптовалюта уничтожит банки Удачные эксперименты с цифровой валютой могут уничтожить и господство доллара

Как сообщает «РИА Новости», в качестве ЦФА законодатели определили цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра. Права могут быть объектом залога, сделок купли-продажи, обмена, но не признаны средством платежа.

В свою очередь, цифровая валюта в законе понимается как совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которую могут быть приняты в качестве средства платежа, но не являются при этом денежной единицей России или других государств. Кроме того, будет ограничен и гражданский оборот криптовалюты.

Физические и юридические лица смогут оспаривать сделки с цифровой валютой в суде только при условии, что они были задекларированы в России.

Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков в разговоре с информагентством подчеркнул, что цифровую валюту как средство платежа запрещается использовать для оплаты товаров и услуг в России.

Он добавил, что во втором чтении законопроекта парламентарии исключили такие понятия, как «токен» и «майнинг». Для дополнительного регулирования криптовалют, по его словам, будет разработан еще один закон, который планируется принять в осеннюю сессию.

В середине июня несколько экспертов, опрошенных «Известиями», говорили о том, что, исходя из законодательных инициатив, в России официально продать криптовалюту в исполнительном производстве будет очень сложно

Вместе с тем, в мае обсуждалась идея о том, чтобы российские граждане, включая индивидуальных предпринимателей, могли стать владельцами криптовалюты, только если она досталась им по наследству или в результате процедуры взыскания.

Читайте также .. СЕГОДНЯ: В  В  . ПОИСК | МОСБИРЖА ВАЛЮТА | –> INTERFAX.RU | RUSBONDS.RU. ГЛАВНОЕ Экономика Финансы Жизнь –> НОВОСТИ ВАЛЮТА АКЦИИ ОБЛИГАЦИИ Аналитикам Подписчикам О компании . НОВОСТИ Главная В /В  Все новости В /В  Госдума приняла закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте . ГЛАВНОЕ В декабре инфляция замедлилась до 0,8%, за год разогналась до 8,4% В декабре инфляция составила 0,82% после 0,96% в ноябре, сообщил Росстат. За 2021 год цены выросли на 8,39%. Годовая инфляция оказалась максимальной с 2015 года В  С Новым годом и Рождеством! Дорогие наши читатели, партнеры, коллеги, друзья! Уходящий год многие из нас могут назвать непростым. И это здорово! Разве может целый год быть простым? Это было бы и неинтересно. Мы провожаем уходящий год с уважением к нему за те непростые,… В  Что изменится в жизни россиян в 2022 году C начала 2022 года россиян ждет повышение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, а также новые правила оформления и начисления пенсий -теперь существенная часть процессов, связанных с их оформлением и перерасчетом, будет… В  За 11 месяцев рост ВВП РФ составил 4,7% – Минэкономразвития ВВП РФ в ноябре 2021 года, по оценке Минэкономразвития, вырос на 5,2% в годовом выражении после повышения на 4,8% в октябре (оценка уточнена с 4,9%), говорится в опубликованном министерством в среду докладе “Картина деловой активности”. В целом за… В  В  . 07 января 2022 года 19:45 Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 7 января снизилась на 0,03% и составила 62764,255 млрд руб. Капитализация российского рынка акций, вычисленная на основе средневзвешенных цен на Московской бирже в секторе Основной рынок, в пятницу составила 62764,255 млрд руб., снизившись по сравнению с закрытием предыдущего торгового дня на 16,014 млрд руб., или на… . 07 января 2022 года 19:15 Средний курс евро со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 85,7138 руб. Средневзвешенный курс евро со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи понизился на 9131 пункт (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 85,7138 руб. Минимальный курс евро составил 85,2 руб., максимальный – 86,4975 руб. Было заключено 2043 сделки…. В  В читать дальше . 07 января 2022 года 19:15 Средний курс юаня со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 11,8146 руб. Средневзвешенный курс юаня со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи понизился на 2336 пунктов (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 11,8146 руб. Минимальный курс юаня составил 11,7601 руб., максимальный – 11,9651 руб. Было заключено 58… В  В читать дальше . 07 января 2022 года 19:15 Средний курс доллара США со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 75,6845 руб. Средневзвешенный курс доллара США со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи понизился на 9638 пунктов (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 75,6845 руб. Минимальный курс доллара США составил 75,09 руб., максимальный – 76,53 руб. Было заключено… В  В читать дальше . 07 января 2022 года 11:45 Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов “завтра” по состоянию на 11:30 мск 7 января составил 76,2034 руб. На 11:30 мск средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов “завтра” на торгах Московской биржи понизился на 4449 пунктов (1 пункт соответствует 0,01 коп.) по сравнению со средневзвешенным курсом предыдущего торгового дня и составил 76,2034 руб. По… В  В читать дальше . 07 января 2022 года 08:20 За первые пять минут торгов курс доллара США понизился до 76,1362 руб. На 08:05 мск средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов “завтра” на торгах Московской биржи понизился на 5121 пункт (1 пункт соответствует 0,01 коп.) по сравнению со средневзвешенным курсом предыдущего торгового дня и составил 76,1362… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 19:45 Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 6 января снизилась на 1,96% и составила 62780,269 млрд руб. Капитализация российского рынка акций, вычисленная на основе средневзвешенных цен на Московской бирже в секторе Основной рынок, в четверг составила 62780,269 млрд руб., снизившись по сравнению с закрытием предыдущего торгового дня на 1257,578 млрд руб., или на… . 06 января 2022 года 19:15 Средний курс евро со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 86,7288 руб. Средневзвешенный курс евро со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи повысился на 7090 пунктов (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 86,7288 руб. Минимальный курс евро составил 85,985 руб., максимальный – 87,5 руб. Было заключено 5947 сделок…. В  В читать дальше . 06 января 2022 года 19:15 Средний курс доллара США со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 76,6778 руб. Средневзвешенный курс доллара США со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи повысился на 7410 пунктов (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 76,6778 руб. Минимальный курс доллара США составил 76,01 руб., максимальный – 77,345 руб. Было… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 19:15 Средний курс юаня со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов составил 12,0483 руб. Средневзвешенный курс юаня со сроком расчетов “завтра” по итогам торгов Московской биржи повысился на 1484 пункта (1 пункт соответствует 0,01 коп.) и составил 12,0483 руб. Минимальный курс юаня составил 11,87 руб., максимальный – 12,21 руб. Было заключено 300 сделок…. В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:57 Рынок российских акций снизился на 1,6-2,6% Рынок акций РФ завершил под давлением продаж из-за возросшей геополитической напряженности на фоне политического кризиса в Казахстане, а также негативной внешней фондовой конъюнктуры. В четверг снизилась фондовая Азия (японский Nikkei 225 упал на 2,9%, китайский… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:43 Цены на нефть продолжают расти, Brent торгуется около $82 за баррель Нефтяные котировки активно поднимаются в ходе торгов в четверг, инвесторы опасаются перебоев с поставками топлива из Казахстана и Ливии. В центре внимания трейдеров остаются массовые протесты в Казахстане, в ходе которых погибли десятки человек, пишет MarketWatch. Для… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:38 Выдача потребкредитов в январе-ноябре выросла в РФ на 15% Выдача потребкредитов в январе-ноябре 2021 года выросла на 15,1%. За 11 месяцев было выдано 15,09 млн потребительских кредитов по сравнению с 13,11 млн в январе-ноябре 2020 года. Такие данные приводятся в обзоре Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Данный рост во многом… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:29 Американские фондовые индексы снижаются в ходе торгов Американский рынок акций торгуется в минусе, инвесторы оценивают опубликованный накануне протокол декабрьского заседания Федеральной резервной системы и новую порцию макроэкономической статистики. Протокол последнего в прошлом году заседания Федрезерва показал, что… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:25 Рост цены производителей в еврозоне в ноябре замедлился до 1,8%, в ЕС – до 2% В ноябре 2021 года цены производителей в еврозоне (индекс PPI) увеличились на 1,8% по отношению к предыдущему месяцу, когда их рост составлял 5,4%, свидетельствуют данные Евростата. В годовом выражении цены в позапрошлом месяце выросли на 23,7%. В странах ЕС цены… В  В читать дальше . 06 января 2022 года 18:21 В декабре индекс сферы услуг США ISM Non-Manufacturing снизился до 62 пунктов, слабее прогноза Индекс деловой активности в сфере услуг США (ISM Non-Manufacturing) в декабре 2021 года снизился до 62 пунктов с ноябрьского уровня в 69,1 пункта, свидетельствуют данные Института управления поставками (ISM). Консенсус-прогноз экспертов, опрошенных Trading Economics,… В  В читать дальше . Страница 1 из 19 . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ: –> –> САМОЕ ОБСУЖДАЕМОЕ Налоговикам могут разрешить без суда взыскивать долги по налогам В 1 Рынок арендного жилья выведут из тени В 1 В текущем году доля выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК может вырасти до 28% В 1 В супермаркетах появятся “фермеские островки” В 1 Решетников: рост ВВП РФ в этом году будет выше ранее сделанных прогнозов В 1 Доллар вырос на 56 копеек В 1 Регионы недотянули до полной продовольственной безопасности В 1 Если Вы желаете получать представленную в этом разделе информацию в автоматическом режиме, то заполните, пожалуйста, форму или позвоните по телефонам (495) 988-76-77/02. Наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами в ближайшее время и согласуют условия её поставки. .

Блог

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук подготовил обзор Закона о цифровых финансовых активах.

31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был внесен в Государственную Думу еще в начале 2018 года – и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов – «токенов». Законопроект очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют [1]. Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Государственной Думы.

Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга [2]. В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности [3]. Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.

Ниже – краткий обзор основных положений почти принятого закона.

Цифровая валюта и цифровые финансовые активы

Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов – цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».

Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):

  • денежное требование;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов;

Цифровую валюту закон определяет как «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».

То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:

  • предлагается или принимается в качестве средства платежа, то есть средства обмена на товары и услуги, или в качестве инвестиций, то есть объекта, приобретатель которого может получить дополнительный доход вследствие перепродажи или в форме дополнительных отчислений / выплат;
  • не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой;
  • не имеет лица, обязанного осуществить выплату, передать товар или выполнить иное требование обладателя информации за исключением оператора, обеспечивающего только лишь техническую поддержку информационной системы.

Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.

Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».

Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты. Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой – такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.

За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами. Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).

Регулирование в отношении цифровых финансовых активов

Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:

— выпуск цифровых финансовых активов может осуществляться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, на основании решения, содержащего всю необходимую в соответствии с законом информацию об этих активах. Решение, в частности, должно содержать указание на информационную систему, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и на ее оператора;

— последующий учет, оборот и передача финансовых активов осуществляется в информационной системе, в которой они были выпущены, в соответствии с утвержденными правилами информационной системы;

— ЦБ РФ вправе установить перечень цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только квалифицированными инвесторами, либо лимит для определенных цифровых финансовых активов, в пределах которого такие активы вправе приобретать неквалифицированные инвесторы. Если неквалифицированный инвестор приобрел финансовые активы, которые могут передаваться только квалифицированным инвесторам, либо приобрел цифровые финансовые активы сверх установленного лимита, то оператор обмена цифровых финансовых активов (о нем далее) должен по требованию неквалифицированного инвестора приобрести у него эти финансовые активы и возместить ему все полученные убытки, если только инвестор не предоставил недостоверную информацию, на основании которой его признали неквалифицированным;

— ведение информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет цифровых финансовых активов, осуществляется специализированным субъектом – оператором информационной системы. Закон содержит достаточно подробные требования к такому оператору, включая необходимость включения в специальный реестр Банка России, и квалификационные требования к руководителю и должностным лицам такого оператора. Банк России также вправе установить дополнительные требования;

— сделки с цифровыми финансовыми активами осуществляются через другого специализированного субъекта – оператора обмена цифровых финансовых активов. Такому оператору также необходимо внести сведения о себе в специальный реестр Банка России, кроме того, предусмотрены квалификационные требования к руководителю и должностным лицам. Так же, как оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает соответствующие правила;

— одно и то же лицо может быть одновременно и оператором информационной системы, и оператором обмена цифровых финансовых активов, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к этим субъектам;

— предусмотрен ряд особенностей выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по акциям или право требования передачи акций. Например, такой выпуск запрещается, если ранее акционерным обществом уже были выпущены акции в обычной (бездокументарной) форме. В то же время, например, не требуется государственная регистрация выпуска акций в виде цифровых финансовых активов;

— на оператора информационной платформы и оператора обмена цифровых финансовых активов возлагается обязанность по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации о клиентах и совершаемых ими операциях в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— предусмотрены особые требования к рекламе цифровых финансовых активов: реклама не может осуществляться до момента опубликования решения о выпуске цифровых финансовых активов, реклама не должна содержать обещаний дохода от цифровых финансовых активов или прогноза роста их курсовой стоимости, реклама должна содержать наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы и адрес сайта, на котором размещено решение, сведения об ограничениях для неквалифицированных инвесторах, а также предупреждение о том, что цифровые финансовые активы являются «высокорискованным» финансовым инструментом, и их приобретение может привести к потере денежных средств.

Регулирование в отношении цифровой валюты

Основное нововведение, касающееся цифровой валюты – запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.

Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.

Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.

Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.

Еще один интересный момент – отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.

[1] https://www.rbc.ru/crypto/news/5bdc6fb49a7947375088efb1

[2] https://www.kommersant.ru/doc/4011572

[3] https://is.gd/Ku4i42

ПОДЕЛИТЬСЯ

С 01.01.2021г. в России вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В новом законе к ЦФА относятся цифровые аналоги долговых расписок, акций, облигаций и прав участия в капитале, которые выпущены на блокчейне. В новом законе нет понятия «криптовалюты», есть термин «цифровая валюта».

Это первая серьезная попытка регулирования цифровой валюты. Цифровая валюта признается имуществом. Цифровую валюту можно легально покупать, продавать, передавать по наследству, проводить расследование при кражах. Однако, для обеспечения судебной защиты, обладателю необходимо информировать налоговые и иные уполномоченные органы о факте обладания. Запрещается принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой, а также рекламировать такую возможность.

Минфин разработал поправки в УК, НК и УПК. Специалисты отмечают чрезмерную строгость наказания за отдельные нарушения. Например, если владельцы криптоактивов в течение трех лет более двух раз не предоставят данные в налоговый орган или включат в отчет заведомо ложные сведения, то это повлечет уголовную ответственность.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий