Ностальгия по звуку: Обзор советских Hi-Fi стерео усилителей

Советские колонки – какие лучше звучат?

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что:

  1. 1 излучают они в прямоугольной комнате квартиры;
  2. 2 источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор – это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый – тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл).
Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50 АС-061м (она же 75 АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех производителей «Hi-Fi» это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения.
Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Советские колонки – какие лучше звучат?

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что:

  1. 1 излучают они в прямоугольной комнате квартиры;
  2. 2 источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор – это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый – тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл).
Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50 АС-061м (она же 75 АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех производителей «Hi-Fi» это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения.
Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Лучшие усилители всех времен, часть 1

Dynaco ST-70
Наряду с усилителем Avery Fisher’s 500c, ST-70 созданный Dav >

McIntosh MC3500
В то время, как МС2505 оставил след благодаря своим синим индикаторам, многие люди считают МС3500 лучшим усилителем, когда либо произведенным. Он был выпущен в 1968 году и его ком­мерческое называние было MI350. Он превосходил любой усилитель того времени благодаря неве­роятным 350 Ваттам выходной мощности. Бытовая версия усилителя МС3500 вывела McIntosh в ли­деры мира аудио.

Phase Linear 700
Шел 1970-й год и Боб Карвер (Bob Carver), благодаря своему таланту предвидения вывел на рынок новый продукт, который создал свой сегмент – массовых усилителей высокого класса. Музыканты из рок групп использовали лед, который клали на верхнюю крышку усилителя, для того, что бы этот 350-ватный усилитель не перегревался в самых тяжелых режимах. Рекомендую модели первой серии.

Krell KSA-100

Возможно первый транзисторный High End усилитель. Был 1980-й год и кто бы мог предположить, что модель KSA 100, сделает Krell одним из величайших брендом. Дэн Д’Агостино (Dan D’Agostino) доказал миру, что транзисторные усилители могут воспроизводить музыку. До сегодняшнего дня, Krell устанавливает стандарты своими продуктами, сделанными с высочайшим уровнем качества и непревзойденным звучанием.

Mark Levinson ML2
Этот усилитель, созданный при помощи Джона Курла (John Curl) позволил Марку Левинсону (Mark Levinson) стать легендой в мире аудио. 25-ватные моноблоки ML2 – первый усилитель мощности Mark Levinson, который был спроектирован для работы с акустикой у которой очень сложный импе­данс. Такими, как легендарные системы HQD (Hartley, Quad, Decca Ribbon).

Audio Research Reference 610T
В конце 1960-х, Вильям Зейн Джонсон (William Zane Johnson) начал производить и продавать модер­низированный усилитель (Dynaco) ST-70. Множество транзисторных усилителей было создано в 70-х. Однако полностью ламповый D70, в 1983 году, навсегда установил уровень качества усилителей Au­dio Research. В 1995 году Джонсон создал продукт, который стал легендарным – Reference 600. Во­плотившийся в модель 610T, с его 600 Ваттами захватывающей мощности, которой нет равных.

Conrad Johnson Premier One
Выпущенный в 1981-м году, через два года после выпуска первого усилителя Conrad Johnson MV75, Premier One стал первым ламповым супер усилителем. Он затмил 50-и и 75-ватные усилители Audio Research, со своей выходной мощностью в 200 Ватт на канал. Он все еще популярен у коллекционе­ров (включая меня).

Carver Silver Sevens
Карвер (Bob Carver) купил выходные трансформаторы в 1960-х и прошло около двадцати лет, пока он построил усилитель своей мечты, на их базе. Дерзость Карвера все еще на слуху. Он шокировал мир со своим дорогим (17’000.00USD) и эзотерическим ламповым усилителем. Его усилитель выдает мощность 375 Вт на канал. Располагается на четырех блестящих шасси, и оснащен пятнадцатью (. ), на канал, лампами КТ88! Между прочим, мне посчастливилось слушать первые экземпляры.

Audio Note Ongaku
Он поверг аудио мир в шок. Усилитель стоимостью 60’000.00USD! В 1988 году, однотактный усили­тель Хирояши Кондо (Hiroyasu Kondo) с выходной мощностью 27 Вт установил рекорд в ценообразо­вании аудио компонентов. Это был первый серийный усилитель, в котором использовались компо­ненты (трансформаторы, конденсаторы и провода) сделанные вручную.

Cary Audio CAD-805
Он достоин стать подростковой мечтой. Усилитель Cary CAD-805 Денниса Хэда (Dennis Had) вернул однотактные усилители на обложки аудио журналов. Он обладал качеством сборки усилителей McIn­tosh и стал родоначальником фразы «магия однотактной середины». Усилитель производился с 1992 года.

Во второй части читайте о лучших усилителях по мнению Neil Gader (Absolute sound).

10 лучших усилителей

Что бы Вы ни использовали в качестве источника звука (а вариантов тут столько, что и перечислять надоест), в любом случае без усилителя не обойтись – стандартный линейный выход рассчитан на высокоомную нагрузку входных каскадов «мощника» или преампа, а не на акустику. Именно усилитель позволит акустике выдать положенные ватты и децибелы, и, если он изначально не встроен куда-либо (например, если у Вас уже куплен AV-ресивер), то разумно будет подумать о покупке интегрального усилителя отдельным устройством, подобрав его по мощности, набору входов-выходов, качеству и, естественно, бюджету.

Возможна и другая ситуация – когда усилитель мощности уже есть, но нужными входами обделен. Менять привычную и устраивающую по качеству модель? Можно поступить иначе – приобрести предусилитель и использовать его как концентратор, объединяющий все требуемые источники.

А что делать, если Вы предпочитаете слушать музыку в качественных наушниках, а с их высоким импедансом плейер «не дружит»? И тут тоже выручит хороший усилитель, только специализированный – не имеющий высокой выходной мощности, зато рассчитанный именно на нагрузку с достаточно большим сопротивлением.

В любом случае дело остается за выбором лучшего усилителя. К чему мы сейчас и приступаем.

Рейтинг лучших усилителей 2019 года — Топ 10

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие предварительные усилители 1 Rotel RC-1572 9.9 / 10 72 290
2 Emotiva PT-100 9.8 / 10 34 990
3 Dynavox TPR-3 9.1 / 10 25 500
Лучшие усилители для наушников 1 Fiio Q5 9.8 / 10 24 890
2 Fostex HP-A4 9.6 / 10 22 990
3 Astell&Kern AK XB10 9.4 / 10 11 290
Лучшие усилители мощности 1 Rotel RA-1572 9.8 / 10 115 000
2 YAMAHA A-S1100 9.7 / 10 89 990
3 Denon PMA-800NE 9.6 / 10 37 990
4 Onkyo A-9110 9.2 / 10 17 990

Лучшие предварительные усилители

Японский предусилитель не назвать дешевым, но по нынешним временам свою роль концентратора он исполняет отлично: RC-1572 способен объединить множество устройств с аналоговыми и цифровыми выходами, причем «аналог» коммутируется реле, а не полупроводниковыми ключами, а «цифра» обрабатывается ЦАП АКМ, поддерживающим 32-битный звук на частоте 768 кГц. Кроме того, возможна работа с Bluetooth (поддерживается aptX), в качестве ММ-фонокорректора, подключение входа и выхода «аналога» через балансные линии с XLR-разъемами. Ну, а фирменная шина Rotel Link будет удобна, если и источник сигнала, и усилитель мощности взяты тоже «ротеловские», это удобнее, чем традиционный 12-вольтовый триггерный вход.

Качество звука по «аналогу» у предусилителя достойное, но особенно понравилась, естественно, работа ЦАП – он отлично обрабатывает звук независимо от его происхождения, пришел ли он по оптоволокну или с USB-разъема (компьютером устройство распознается стандартно, как звуковая карта). Естественно, есть небольшие потери в качестве при работе с Bluetooth, но это неизбежные ограничения протокола – все-таки он рассчитан только на «почти CD-качество».

Жаль только, что Ethernet-разъем здесь не означает возможность воспроизведения медиаконтента сетевым стримингом – к локалке RC-1572 подключается только для управления и обновления прошивки.

  • Богатый набор входов и выходов
  • Высококачественный ЦАП
  • Коммутация аналоговых сигналов без дополнительных искажений
  • Отсутствие WiFi- или Ethernet-подключения

Успевшая набрать в свои активы разнообразных премий (включая имеющие говорящие названия, наподобие «Bad Ass Awards — 2016») американская компания предлагает интересный предусилитель по отнюдь не самой высокой цене. Начнем с набора входов: PT-100 может не только принимать линейный сигнал с двух устройств, но также имеет встроенный фонокорректор ММ/МС, вход «цифры» по оптике и коаксиалу с качеством оцифровки вплоть до 24 бита/192 кГц, может подключаться по USB к компьютеру как внешняя звуковая карта (24 бита/96 кГц), ловить стерео-FM, а при подключении в отдельный USB-разъем Bluetooth-донгла – еще и принимать музыку «по воздуху».

И стоит отдать должное – как минимум с точки зрения сухих цифр предусилитель вышел отличным, имеющим очень низкий уровень искажений и отличающийся высоким отношением сигнал/шум. Проще всего проверить звучание предусилителя, используя его в промежутке между источником сигнала линейного уровня и усилителем – качественный «пред» в таком случае себя не должен никак выдавать, то есть при прямом соединении источника с «оконечником» картина звука вообще не должна меняться ни по спектру, ни по динамике. И отдадим должное создателям РТ-100 – им это действительно удалось. Если же использовать как источник «цифру», то можно отметить качество использованного ЦАПа и его обвязки – звук чистый, с широким динамическим диапазоном, без завалов в какой-то полосе частот. Разве что фонокорректору не хватает подстройки импеданса и емкости входа, но, честно говоря, при такой цене это уже придирки.

  • Функциональность
  • Качество сборки и компонентной базы
  • Работа с Bluetooth только через опциональный донгл

А вот немецкая компания (производство у которой, правда, размещено во всем известной азиатской стране) предлагает вариант для воинствующих ретроградов – без «цифры» вовсе, зато на лампах. Да еще каких – 6N3, то есть, читай, советских 6Н3П. Что и неудивительно: к моменту начала «лампового бума» в среде аудиофилов работающих производителей вакуумных ламп осталось в мире не так и много, и китайцы, продолжающие по сей день собирать клоны советских триодов, тетродов, пентодов и иже с ними, внезапно оказались «на коне».

TPR-3 имеет четыре пары линейных входов, символически предназначенных для CD-проигрывателя, деки, тюнера и «всего остального», так они и коммутируются переключателем на передней панели. Также есть и входы фонокорректора ММ/МС, который собран на отдельной плате с использованием операционных усилителей NE5534P и заключен в свой экранированный корпус.

Ламповая часть предусилителя запитана от тороидального трансформатора (за это плюсик в карму), собрана на односторонней плате. Традиционно «вколхожена» красная подсветка ламп светодиодами, причем не вставленными в центр колодки под лампу, а колхознейше торчащих на ножках за ней. Выдрать их – пожалуй, первое, на что чешутся руки. Процедура замены ламп, кстати, ни разу не удобна, модели, где они выступают наружу из корпуса, в этом плане практичнее.

Тем не менее, несмотря на чисто китайское ощущение недоработанности, звучит предусилитель интересно. Он, как и подобает двухкаскадной схеме на триодах, не отличается высоким соотношением сигнал/шум или низким коэффициентом гармоник, и звук ощутимо окрашивает, но делает это самым что ни на есть «правильным» образом – как говорится, дает «теплый ламповый звук».

Купил бы его лично автор? Нет. Просто потому, что давно уже свой «ламповик» сам собрал, и ушло на это в несколько раз меньше денег. Если же хочется получить специфическое звучание без необходимости орудовать паяльником и выпиливать корпус, решайте сами – нужно оно Вам или нет.

Ссылка на основную публикацию