Подробный обзор и тесты шлема виртуальной реальности HTC VIVE

Vive Cosmos — обзор нового VR сета от HTC

У HTC выходит новый флагшип в линейке VR сетов для потребительского сектора — HTC Vive Cosmos. Поэтому я перевел и переварил для Вас предварительные обзоры этого устройства от ребят, зарекомендовавших себя в поле виртуальной реальности, чтобы Вам было проще принять решение о том, стоит ли сейчас оформлять предзаказ этого гаджета.

В первую очередь надо понять, что это устройство призвано, чтобы заменить собой модель HTC Vive. Версии же Pro и Pro Eye останутся на рынке для бизнеса и профессионалов.

Итак, несколько важных деталей: поставки начнутся 3 октября по цене $700 (или €799 в Европе), и это устройство (на сегодняшний момент) предназначено для десктопов — то есть это не конкурент шлему Oculus Quest — здесь нет никакого встроенного компьютера или батареи.

Таким образом Vive Cosmos встает в одну линейку со старыми вайвами, Valve Index, WMR шлемами и Oculus Rift S. И теперь так же, как и в последних, нас ждет позиционирование с помощью встроенных в шлем камер. Таким образом, больше нет необходимости использовать внешние базовые станции, как это, например, работает в случае с Vive.

Камер для отслеживания на шлеме 6 штук: две спереди, одна сверху, одна снизу, и по одной на каждой боковой стороне. Эти камеры позволяют шлему ориентироваться в пространстве Вашей игровой зоны, а также отслеживать положение контроллеров. Пока неизвестно, как ведет себя трекинг в условиях низкой освещенности и прямых солнечных лучей, но скорее всего не очень.

Дисплеи в шлеме отличаются от того, что мы привыкли видеть в HTC. Теперь это 2880х1700 LCD панели (по сравнению с 2880х1600 в Valve Index, Vive Pro или Oculus Quest) с RGB субпикселями.

Поле зрения осталось на уровне со с остальными шлемами компании и составляет 110 градусов по заявлению разработчиков. Но таким образом мы получаем довольно высокую плотность пикселей на градус угла обзора. Да, отдельные пиксели или их вертикальные ряды всё еще возможно разглядеть, замерев на месте и вглядевшись в картинку, но в плане четкости картинки сделан большой шаг вперед по сравнению с предыдущими шлемами HTC. Дисплеи работают на частоте 90 Гц, а линзы «на 40% улучшены по сравнению с линзами на шлемах HTC предыдущего поколения» по словам самих разработчиков. Тестеры разницу почувствовали и сообщают, что область высокой четкости sweetspot расширилась, хотя «найти» ее — правильно посадить шлем — стало сложнее.

Очень важной отличительной особенностью конструкции шлема является флип-ап дизайн, позволяющий повернуть переднюю панель, чтобы увидеть реальный мир, не снимая шлем целиком. Внедрение такой фичи в конструкцию, однако, лишило нас возможности пододвинуть линзы ближе к глазам (или отодвинуть подальше от очков), как это можно сделать в прежних вайвах, индексе или рифте S.

В эргономическом плане крепление сменилось на Halo стиль, который мы можем наблюдать на шлемах PSVR, Rift S или WMR. Такой способ крепления снимает давление с лица и переносит его на лобную часть головы и немного упрощает процесс «экипировки».

В аудио плане нас ожидают встроенные наушники, которые мы могли видеть в Deluxe Audio Strap для шлемов HTC Vive. Они обеспечивают отличную громкость и изоляцию от внешних звуков.

Передние камеры кроме отслеживания предоставляют возможность при желании видеть картину реального мира в стерео и цвете. Это например очень удобно для новичков, которые при выходе из игровой зоны сразу увидят, куда они собираются врезаться. Разрешение при этом не особо выше, чем на Rift S или Valve Index. Выводить изображение с камер можно в любой момент при двойном нажатии системной кнопки на контроллере.

Интересная особенность сета Vive Cosmos — это модулярный дизайн и открытость для апгрейда в будущем. Под лицевой маской Вы сможете найти USB-C порт и аудио джек. Наушники при желании отсоединяются, давая возможность заменить их на свой вариант.

Передняя панель шлема также снимается вместе с двумя камерами. Это сделано для возможности использования в будущем сменной лицевой панели с датчиками для отслеживания в среде Valve Lighthouse трекинга, что позволит, например, использовать этот шлем вместе с контроллерами от Valve Index или Vive трекерами.

Еще один апгрейд, который можно провести на Vive Cosmos — это избавление от проводов с помощью Vive Wireless Adapter. Он уже доступен для Vive и Vive Pro, а для работы с Vive Cosmos будет необходимо докупить специальный адаптер.

Немного поговорим о контроллерах. Они очень напоминают Touch от Oculus для шлемов Quest и Rift S. Однако есть некоторые серьезные различия. Во-первых, это вес. Каждый контроллер работает от ДВУХ АА батареек, которые согласно репортам, дадут Вам всего около двух часов работы контроллера.

Отслеживание по отзывам довольно хорошее, но не работает за головой или слишком близко перед лицом.

Проблемы с трекингом очень сильно напоминают те, которые мы видели на старте продаж Rift S и Quest (например, потеря трекинга, когда один джойстик перегораживает другой). Однако для сетов Oculus эти косяки удалось устранить с помощью софта, поэтому возможно ситуация с отслеживанием контроллеров у HTC тоже будет решена в будущем.

Вместо одного триггера теперь на указательном пальце их два (добавлен «бампер»). Пока ни одна игра не поддерживает эти кнопки, но их можно будет переназначить на любые другие (что может пригодиться, например, для имитации геймпада). Боковая кнопка не аналоговая, как на Oculus Touch, а дискретная и «кликающая», как на Vive.

В итоге с момента обнародования спецификаций сет не представил ничего неожиданного, если не считать отсутствия Eye Relief (возможности двигать линзы ближе или дальше от лица) и фиаско с батарейками. Комплект стоит дороже, чем Oculus Rift S (своего наиболее похожего конкурента), но дает немного более качественную картинку, возможность физической настройки межзрачкового расстояния IPD и совместимость с экосистемой Valve Lighthouse. А для тех, кто сделает предзаказ, будет доступна годовая подписка на Viveport Infinity — библиотеку из

700 игр для виртуальной реальности, что актуально для тех, кто не пользуется платформой Steam и платит от 10 до 30 долларов за игру. Мне же пока этот шлем кажется очень специфическим, но возможно он найдет свою нишу в России, где HTC имеет более-менее «официальное» представительство и шлемы от этой компании можно приобрести чуть ли не в любом магазине электроники.

Обзор шлема виртуальной реальности HTC Vive (Steam VR)

Вот уже много лет магазины цифровой техники завлекают покупателей всевозможными интерактивными развлечениями. Начиналось все с подключенных к большому телевизору игровых консолей с двумя джойстиками для парной игры в FIFA или Mortal Kombat. Продолжилось контроллером движений Microsoft Kinect, а после спада его популярности трансформировалось в гоночные симуляторы с рулем, педалями, автомобильным креслом и несколькими телевизорами, объединенными в большущую мультипанель. В этом же году главным писком моды стали шлемы виртуальной реальности – и именно демо-стенд с HTC Vive (он же Steam VR) меня любезно пригласил протестировать интернет-магазин КТС.

Ремарка: была возможность взять HTC Vive домой для более тщательного изучения, но, к сожалению, ни одна из комнат моей квартиры по площади и особенностям расстановки мебели не подошла для установки и последующий эксплуатации устройства (о требованиях к игровой зоне ниже по тексту).

Что в коробке?

В США шлем HTC Vive стоит $800, но с доставкой в наши края обошелся в чуть больше чем $1000. Полученная по почте коробень оказалась немаленькой: помимо самого шлема в ней нашлись два беспроводных контроллера движений для левой и правой руки, два датчика считывания положения игрока в пространстве (вешаются на стены), а также связка длиннющих проводов (к примеру, длина спаренного кабеля подключения шлема к компьютеру HDMI+USB составляет 5 метров).

Насколько мощный ПК и насколько большая комната нужны?

Выложить тысячу долларов за шлем HTC Vive – это еще только полдела. Для его работы требуется компьютер примерно такой же стоимости. В минимальных системных требованиях указан процессор Intel Core i5 (хватает и Core i3, проверено) или AMD FX 8000, 4 ГБ оперативной памяти (это зависит от конкретной запускаемой игры, для ААА-проектов нужно все 8 ГБ) и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 (казуальные игры, которых в каталоге Steam VR большинство, без проблем запустятся и на более слабой видеокарте).

Если несоответствующий системным требованиям ПК можно проапгрейдить, то требованиями к площади игровой зоны все сложнее (не съезжать же ради HTC Vive на новую квартиру). Минимальная игровая площадь составляет 1,5х2 метра. Казалось бы, не так уж и много, но на деле в эту зону не должны попадать ни стол, ни диван, ни прочая мебель. Иначе рискуете попасть впросак: не сможете взаимодействовать с игровым объектом, который находится внутри, к примеру, дивана. Максимальная же площадь игровой зоны может достигать 4,5х4,5 метра.

Сложен ли первый запуск?

Основная трудность – развесить по противоположным углам комнаты, причем желательно под самым потолком, пару датчиков позиционирования. В офисе с этим проблем не возникло (воспользовались крюками крепления проектора и камеры видеонаблюдения), но дома, скорее всего, пришлось бы сверлить стены. Программная же настройка занимает минут десять-пятнадцать: нужно установить конфигурационное приложение HTC Vive, дополнительное приложение Steam VR, обновить драйвер видеокарты (если вы этого не делаете регулярно) и откалибровать шлем и беспроводные контроллеры движений.

Удобно ли сидит на голове и сочетается ли с диоприйными очками?

Многочисленные жалобы хиляков, что HTC Vive якобы тяжелый (целых 400 грамм!) и из-за него быстро устает шея, лично я подтвердить не могу. За полный рабочий день (с 9 до 18), проведенных за тестированием шлема, ни шея, ни глаза нисколечко не устали. Все благодаря широким эластичным ремням крепления. Хотя один раз я ошибочно испугался за зрение: сняв шлем, стал плохо видеть, но, как оказалось, банально запотели мои диоприйные очки. В шлеме действительно жарковато: он очень плотно прилегает к лицу, свет и воздух просачивается лишь через тонюсенькую щель вокруг носа. К тому же, во время работы шлем немного греется (с лицом нагретые поверхности не контактируют). В комплекте поставляется сменный поролоновый ободок, контактирующий с лицом.

С диоприйными очками HTC Vive совмещается без проблем: по бокам сделаны вырезы для дужек, а в придачу можно отодвинуть родные линзы шлема подальше вперед. Но, конечно, все зависит от конкретной оправы: элегантные тонкие очечки поместятся, а толстенные хипстерские на пол-лица – нет. Пользователи же с небольшими проблемами зрения говорят, что им вполне комфортно играть в шлеме и без своих очков.

Помимо расстояния от глаз до линз шлема, отрегулировать можно и расстояние между глазами (межцентровое расстояние). К тому же, к Vive можно подключить любые наушники, будь-то большущие накладные с эффектом объемного звука или легкие вкладыши, в которых кажется, что ты вообще без наушников.

Зернистая ли картинка и чувствительные ли контроллеры движений?

Внутри HTC Vive установлены два OLED-дисплея с разрешением 1080х1200 точек (суммарное разрешение 2160х1200), частотой обновления 90 Гц и углом обзора 110 градусов. В итоге изображение хоть и зернистое, но зато плавное при вращении головой (в Google Cardboard движения рваные). Но зернистость – понятие относительное: в играх с гладкими одноцветными текстурами она сильно бросается в глаза, тогда как, например, в виртуальном лесу или в ночных локациях почти не заметна.

Движения что головы, что рук отслеживаются отлично: задержек при перемещении нет, прицеливание из виртуального оружия точное. Контроллеры ложатся в руки как влитые и, порой, возникает странное, почти что материальное ощущение, что берешь в руку предмет из игры (пистолет или меч, пусть даже они нарисованы ничуть не лучше, чем в Minecraft). Помимо настенных датчиков движения на шлеме установлена камера, которая снимает комнату и в критических ситуациях сообщает игроку, что он подходит слишком близко к стенам или мебели.

С какой игры начать?

Де-юре HTC Vive поддерживает не только любые игры из библиотеки Steam, но и любые игры вообще. Но де-факто преобладающее большинство из них запускаются только в режиме Desktop Theatre – эффект присутствия в комнате с огромным телевизором, на котором транслируется игра. Неплохо, но не впечатляет.

Совсем другие эмоции дарят игры, созданные специально для шлемов виртуальной реальности. Ознакомившись с несколькими десятками игрулек, посоветовать для первого знакомства могу две: VRMultigames и Spell Fighter VR (обе бесплатные). Первая представляет собой набор казуальных забав, самой зрелищной из которых является бой с дронами (отлично ощущается масштабность игрового уровня). Вторая же порадует достойной по меркам VR графикой (немного напоминает Skyrim) и глубоким эффектом погружения – временами я по-настоящему терялся в пространстве, аж ноги подкашивались.

Лучше или хуже, чем Oculus Rift?

По сравнению с HTC Vive, конкурирующий шлем Oculus Rift имеет ряд недостатков. Во-первых, он менее тонко настраивается под конкретного человека (нельзя регулировать расстояние от глаз до линз), а вместо личных диоприйных очков человека предлагается использовать комплектные диоприйные линзы. Во-вторых, шлем менее плотно прилегает к лицу, заметны просветы почти по всему периметру. В-третьих, из-за отсутствия контроллеров движения (в комплекте поставляется обычный геймпад от Xbox One) шлем несовместим c играми, где задействованы руки. Но есть у Oculus Rift и преимущества. Это в первую очередь более доступная стоимость ($600 в США), а во вторую – минимальные требования к игровой площади (играть можно, сидя за компьютерным столом). Разрешение экрана у обоих шлемов одинаковое.

Пока лучший, но есть куда расти. Onliner.by протестировал шлем виртуальной реальности HTC Vive

Виртуальная реальность подкрадывается к массовому потребителю все ближе. Пока она чертовски дорога и не избавлена от змеиного клубка проводов. Но все так же овевает ароматом киберпанка, в котором мы живем, сами того не осознавая. В редакцию Onliner.by приехал шлем виртуальной реальности HTC Vive, и весь офис дружной толпой пришел на его распаковку и тестирование. Равнодушных не осталось.

Первое, что поражает в HTC Vive, это его комплектация. Если вспомнить Samsung Gear VR с его пластиковым шлемом или Playstation VR с докупаемой отдельно камерой, то HTC Vive представляет прямо-таки монструозный набор инструментов. К нам в редакцию приехал сам шлем, два беспроводных контроллера, две базовые станции с инфракрасными излучателями, отслеживающими движения контроллеров и шлема.

Станции устанавливаются в противоположных углах комнаты на высоких стойках. С их помощью игровая площадка приобретает свой максимальный размер — квадрат со сторонами 4,5 м. Система предупреждает пользователя, если он приближается к его границам.

Вдобавок к этому проводной коннектор, идущий от шлема к коммутационному хабу, который, в свою очередь, подключается к компьютеру, крепится на выдвижном «удилище». Это позволяет избежать запутывания в проводе во время игры. Конечно, все стойки являются опциональными, но они здорово облегчают игровой процесс и менеджмент проводов, хотя не избавляют от них. Разработчики Vive обещают, что одним из первых обновлений шлема станет беспроводной донгл, который разрежет «пуповину», связывающую шлем и компьютер.

Шлем и контроллеры покрыты рядом небольших углублений. В них находятся сенсоры, которые улавливают инфракрасные лучи с базовых станций, благодаря чему и происходит позиционирование шлема и контроллеров в пространстве. Такая неровная, изрытая кратерами поверхность шлема придает ему свой уникальный, футуристичный стиль. Всего в шлеме насчитывается 32 сенсора для отслеживания движения, среди которых есть гироскоп, акселерометр и камера. Ее можно включить, чтобы выглянуть в реальность, не снимая шлема.

В шлеме установлены два экрана с разрешением 1080×1200 пикселей на каждый глаз. Общее разрешение таким образом достигает 2160×1200 пикселей. Частота обновления — 90 Гц. Что немаловажно, исходя из нашего опыта знакомства с Microsoft Hololens, экран Vive обеспечивает широкий и вполне комфортный для погружения в атмосферу угол обзора. Производитель заявляет о 110 градусах.

Контроллеры оборудованы многофункциональным трекпадом с обратной тактильной связью. На каждом контроллере находятся 24 сенсора, которые взаимодействуют с базовыми станциями. Над и под круглым трекпадом размещены функциональные кнопки. Еще по две кнопки находятся по бокам, а на дне контроллера разместился спусковой крючок, который в играх, конечно же, отвечает за стрельбу. Оба контроллера абсолютно одинаковые.

Впечатления

C момента выхода HTC Vive в цифровом магазине игр Steam появилось уже достаточно большое количество игр для виртуальной реальности. Счет идет на сотни: всевозможные спортивные и гоночные симуляторы, обучающие демки, зомби-шутеры, песочницы и т. д. Мы протестировали устройство в различных игровых жанрах и в целом остались довольны шлемом.

Самое главное, что волновало перед тестом Vive, это картинка. Будем ли мы видеть пиксели и не помешают ли они полному погружению в атмосферу нарисованной реальности? Поначалу, вглядываясь в картинку, можно рассмотреть пикселизацию. Но как только на экране шлема начинался экшен, мозг сглаживал картинку и верил тому, что происходит буквально на глазах.

К тому же угол обзора в HTC Vive не вызвал никаких нареканий. Он вполне соответствует заявленному производителем. В шлеме не создается впечатления того, что в виртуальную реальность ты заглядываешь через окошко (как в случае с AR-шлемом Hololens).

В первую очередь нас поразила точность, с которой отслеживаются движения контроллеров и головы в шлеме. В виртуальной реальности можно покрутить висящие в воздухе модели контроллеров, рассмотреть их со всех сторон. Это же касается и оружия, которым заменяются контроллеры в шутерах. Модельки пистолетов можно поднести вплотную к глазам и рассмотреть царапинки и надписи на них.

Степень погружения можно прочувствовать в различных спортивных симуляторах, связанных с движением в пространстве. Например, Fancy Skiing перемещает игрока на заснеженный склон, по которому ему предстоит пронестись, лавируя между деревьями, оленями. У многих при прыжке с виртуального трамплина легко подкашиваются ноги, а мозг отдает организму команду на тошноту.

Еще лучше о степени погружения может рассказать игра Longbow из бесплатного набора игр The Lab для Vive. В ней игрок примеряет на себя роль башенного лучника, который защищает двери замка от набега волны мобов. Казалось бы, умело целиться и точно стрелять в виртуальной реальности будет сложно. Но дистанция на виртуальной игровой площадке и ее объем чувствуются отлично, а управление выстроено так просто, что никаких сложностей с точным попаданием не возникает. К тому же встроенные в контроллеры вибромоторы очень приятно дрожат в руке при выстрелах, натягивании тетивы.

Главный минус HTC Vive, да и всех шлемов виртуальной реальности на данный момент — в тактильных ощущениях. Шлем довольно тяжелый. Система фиксации ремнями позволяет ему крепко держаться на голове и использовать Vive с комфортом даже в очках. Однако комфорт этот длится не больше 20 минут. Дело в том, что пользователю приходится довольно активно размахивать руками и крутиться во время игры, понемногу сжигая калории. Разогревшись, от шлема взмокает лоб, а давящий на лицо HTC Vive доставляет дискомфорт. К тому же если у вас нет «удила», которое будет держать провод над головой, то вы рискуете замотать его вокруг шеи спустя какое-то время.

И получается, что в качестве получасового развлечения Vive еще сгодится, но для тру-геймеров, которые привыкли посвящать игре несколько часов в день, этого будет недостаточно. Да и тайтлов с многочасовым прохождением виртуальная реальность пока предложить не может.

Немного о цене

В продажу HTC Vive поступил в отдельных регионах мира еще в апреле этого года. С недавних пор ближайшим к нам рынком, где официально продается этот шлем, является Россия. Там базовый набор из шлема, контроллеров и станций доступен по цене в 70 000 российских рублей, что эквивалентно 2149 белорусским рублям. В США аналогичный набор обойдется в $800. Однако не стоит забывать и о компьютере, который сможет полностью реализовать потенциал виртуальной реальности. Он должен быть оборудован видеокартой не хуже GeForce GTX 970 и процессором Intel i5-4590. Собрать сегодня такой — удовольствие не из дешевых.

Конечно, не обойтись без сравнения HTC Vive c Playstation VR, обзор которой вы могли читать на сайте чуть ранее. Математика здесь простая. Vive в Беларуси пока не продается, но в России стоит $1000 в комплекте со всем необходимым. Playstation VR обойдется в $500 в эквиваленте без контроллеров и специальной камеры. Также стоит учесть стоимость компьютера и приставки, которые нужны для работы шлемов. И Vive, конечно, отнюдь не бюджетный вариант. Ситуацию немного сглаживает обилие дешевых игр для виртуальной реальности на Steam, чем Sony пока похвастаться не может.

По картинке детище Sony безоговорочно проигрывает совместной разработке Valve и HTC. На ее фоне шлем Playstation VR выглядит скорее демо-версией виртуальной реальности, ограниченной технической мощностью консоли. А игры не задействуют всего потенциала интерактивности VR-мира: сидеть с геймпадом можно и за привычным телевизором. К тому же камере Playstation ой как далеко до той точности отслеживания движений, как базовым станциям Vive. А соответственно и свобода перемещения у консольного геймера оказывается скованной.

Выводы

Перед нами первое поколение массовой технологии будущего. HTC Vive удивляет, интригует, завлекает. Шлем способен погрузить в виртуальный мир, предоставить новые эмоции и ощущения, заставить геймера двигаться, хоть немного сжигая калории.

Проблемы у шлема есть. Но они скорее относятся ко всему классу подобных устройств: недостаток долгоиграющих ААА-игр, высокая стоимость и требования к компьютеру, быстрая утомляемость. Пока же, отыграв в Vive полчаса, его хочется снять и передохнуть, дать подышать лицу.

И если пофантазировать, то проходить очередной топовый блокбастер наподобие Mass Effect куда интереснее запоем, с бидоном чая под рукой и в уютном кресле, чем на ногах в потеющем шлеме. Но это не значит, что технология не имеет права на жизнь. В текущем поколении она является скорее уделом энтузиастов и развлекательных центров. Однако не приходится сомневаться, что шлем с поддержкой Valve и HTC будет становиться только легче и удобнее, к нему напишут не одну качественную игру. А цена, хочется надеяться, со временем уменьшится вдвое.

Подробный обзор и тесты шлема виртуальной реальности HTC VIVE

Будущий год определенно должен стать поворотным для технологий виртуальной реальности. С полноценным запуском системы Microsoft Mixed Reality на этот поезд «сядут» не только производители мобильных решений, вроде Samsung или Google, но такие компании, как Lenovo, ASUS и многие другие. Волна уже «поднимается».

В настоящий момент представлено три топовых решения: довольно простые, не отличающиеся высоким разрешением, зато относительно недорогие очки PS VR, знаменитый Oculus Rift и флагманская система, дающая на сегодняшний день самое мощное погружение – HTC Vive.

Главным ограничительным фактором распространения систем виртуальной реальности была в первую очередь, конечно, цена. Но под давлением конкурентов и Oculus, и HTC постепенно снижают стоимость своих решений. Самое время рассмотреть Vive подробнее – и подойти не просто как к технологии, определяющей ближайшее будущее, а как к полноценному потребительскому устройству – развлечению, доступному уже сегодня.

Главное, чем характерна HTC Vive – очень подробным подходом к формированию виртуальной сцены. Никаких компромиссов. В коробке с очками, помимо кабелей и инструкций, лежат два беспроводных контроллера, две базовые станции, служащие «маячками» для разметки пространства, а также наушники. Vive с ходу готова окунуть Вас в дивный новый мир виртуальных развлечений. Но есть все-таки важное условие – система не автономна, «доставлять» контент в шлем должен компьютер, причем весьма производительный.

Рекомендованные системные требования:

  • процессор: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;
  • видеокарта: Nv >

Подключается Vive к компьютеру либо по порту HDMI 1.4, либо по Display Port 1.2. От шлема ведет аж три кабеля – USB, HDMI/Display Port и питания. Они объединены в единый трос длиной 4,5 метра. Этого хватает, чтобы перемещаться по зоне, размеченной базовыми станциями, без проблем. Но все-таки рекомендуем создать продуманную зону.

Для этого, помимо компьютера и подключенного к нему и розетке шлема необходимо разместить две, упомянутые выше, базовые станции – по диагонали на расстоянии трех метров друг от друга. В таком случае не будет мертвых зон, и пространство станет выглядеть и ощущаться однородным. Их можно как ставить на полу, так и вешать под потолком. Главное, чтобы они контактировали друг с другом, контроллерами и шлемом: за счет инфракрасных лучей они «размечают» пространство, в котором Вы и будете находиться. Каждая базовая станция тоже требует питания. Да, розеток потребуется немало.

Равно как и пространства. Про трехметровое расстояние мы уже сказали, но нужно еще аккуратно расставить технику по периметру и не запутаться в проводах. Освобождайте как минимум половину комнаты.

Ну и, наконец, контроллеры – они как раз беспроводные, требуют только подзарядки время от времени. Их форма когда-то казалась нестандартной, но сегодня подобный подход (вытянутый стик с круглым окончанием-кольцом) стал нормой.

На рукоятке находятся курок, круглая площадка-трекпад, чувствительная к нажатию, и несколько дополнительных клавиш. Все они, конечно же, многофункциональны – назначение меняется от приложения к приложению. Где-то с помощью трекпада можно листать страницы, к примеру, а где-то нажатие на нее позволяет перезарядить оружие. Возможностей полно – контроллеры созданы для того, чтобы заменить все возможные варианты джойстиков.

Контроллеры выполнены из приятного на ощупь пластика, их удобно держать в руке – к необычной форме привыкаешь сразу. В них встроены вибромоторы, обеспечивающие различную тактильную отдачу в зависимости от ситуации. Речь не только о самой по себе вибрации – они умеют симулировать и отдачу оружия, и натяжение тетивы, и многие другие вещи.

В виртуальном мире Вы, конечно, видите уже не пластиковые палочки с кольцом на конце, а пистолет, руки, палитру и кисть и так далее. Поначалу диссонанс между тем, что Вы ощущаете в руках и видите на экране, может озадачить, но в целом, вместе с тактильными иллюзиями это производит впечатление волшебства.

Наконец, сам шлем. Он, естественно, обладает встроенными дисплеями – это не мобильный VR, требующий подключения смартфона, это другой уровень. Внутри Vive стоят два AMOLED-экрана, каждый разрешением Full HD (1220 × 1080). Несмотря на то, что эта VR-система на рынке уже больше года – среди массовых продуктов ее разрешение по-прежнему недосягаемо, пикселизация заметна очень слабо. Второй «кит», на котором держится превосходство Vive – угол обзора в 110 °. Нет осязаемого ощущения «окна», здорово сбивающего с настроя, – здесь погружение происходит по полной программе.

Обратная сторона медали – вес шлема: 512 граммов. Это довольно тяжелая вещь, шея и голова начинают уставать уже через полчаса, вестибулярный аппарат тоже будет возмущен слишком длительными сессиями.

При этом подстроить под себя шлем не составляет труда. Во-первых, это действительно почти полноценный шлем, имеющий ремешки не только сзади, но и сверху – в итоге на голове он располагается плотно. Снаружи есть рычажок, позволяющий отрегулировать расстояние между линзами – для каждого оно индивидуально. В целом на подстройку шлема под себя уйдет не более двух-трех минут.

Трос с кабелями питания и соединения с ПК, кстати, проходит сзади и будет касаться Вашей спины, создавая киберпанк-аллюзии. Также от шлема отходит проводок для соединения с наушниками – можно использовать как весьма качественные комплектные, так и любые свои.

Шлем снабжен акселерометром, гироскопом и магнитометром – помимо Вашего общего положения в пространстве и положения контроллеров в Ваших руках – за это отвечает беспрерывная связь между устройством и базовыми станциями – Vive реагирует и на Ваши наклоны, повороты головы и так далее.

Все это в комплексе обеспечивает самый впечатляющий VR-опыт на сегодняшний день. На момент своего старта к этой системе, и ей подобными, предъявляли претензии из-за отсутствия контента. Гаджеты, мол, крутые, а вот играть, помимо нескольких демо, не во что. Ситуация изменилась кардинально. Уже сегодня в сервисе Steam, полноценно поддерживающем HTC Vive, есть несколько сотен VR-игр и приложений, в том числе и AAA-уровня: Resident Evil 7б Elite Dangerous, скоро выйдут VR-версии DOOM и Fallout 4. Это помимо постоянно выходящих специализированных игр, представляющих в основном виртуальные тиры, хорроры и приключения. И этот «ком» непрерывно нарастает – проблем с контентом не будет точно.

В настоящее время HTC Vive остается самым технологичным и совершенным, в плане картинки и получаемых впечатлений от виртуальной реальности, устройством подобного типа. Но уже не только и даже не столько игрушкой для гиков или разработчиков того самого VR-контента, а относительно доступным развлекательным приспособлением, которое стоит купить не просто, чтобы посмотреть «а что это такое», а полноценно использовать: VR-игр и фильмов уже много, и оснований опасаться, что эта «модная волна» спадет, нет.

Доскональный обзор VR шлема виртуальной реальности от HTC Vive

Снова приветствуем вас, на связи блог о современных гаджетах — UpDron.ru. Вам приходилось когда-нибудь погружаться в виртуальный мир, буквально отрываясь от реальности?

Вы можете сказать, что это не возможно в буквальном смысле, учитывая недостатки всех когда-либо создаваемых игровых устройств. Но поверьте, vr шлем htc vive может подарить вам эту возможность. И сейчас мы выясним так ли это на самом деле. Погнали.

Шлем отслеживает движения один в один, создавая натуральное поле зрения аж на 110 градусов. При этом все кадры «склеиваются» так плотно и без «выпадения», словно вы существуете и ходите в реальности, а движения в игре ощущаются естественными.

На презентациях по всему миру данное устройство получило преимущественно восхищённые отзывы и значительно превзошёл по характеристикам всех своих конкурентов.

Отличительной особенностью гарнитуры и её же главным прорывом в череде себе подобных девайсов является создание идеальных проекций вашего движения. Происходит это с помощью пары базовых станций, располагающихся на стене или на полке. Они отслеживают ваши физические игровые манёвры и точно передают данные на основное устройство гарнитуры.

Комплектация и дизайн

Когда вы впервые раскрываете коробку со шлемом, то начинаете тут же осознавать – перед вами сложная система связанных устройств, обещающая реально крутой эффект присутствия в виртуальном мире.

  • шлем;
  • беспроводные контроллеры-манипуляторы – 2 шт;
  • коннектор для подключения шлема к питанию и ПК;
  • базовые станции – 2 шт;
  • наушники;
  • вспомогательные детали и провода.

Подсоединяется шлем к коннектору с помощью кабеля питания, HDMI и USB. Сам коннектор, помимо подключения к сети, связывается с компьютером.

Станции нужно повесить на равномерном расстоянии, лучше ближе к потолку, но только так, чтобы их разделяло около трёх метров. Именно они будут излучать инфракрасные лучи для определения в пространстве шлема с контроллерами.

К слову, сами станции крошечные, своим миниатюрным видом они совсем не загромождают пространство, а выглядят наподобие небольших колонок.

Контроллеры имеют массу датчиков-отверстий для восприятия сигналов инфракрасных лучей. Такие же «кратеры» есть и на шлеме. Для дизайна их расположение не критично – наоборот, это выглядит даже очень стильно.

Каждый манипулятор также имеет петли для прочного крепления в руке. В центре круглая основная кнопка, ниже «курок». В разных играх они выполняют различную роль.

К слову, теперь вы имеете возможность рассматривать виртуальные предметы в руках, ощущая обратную связь с ними благодаря виброматорам. Так достигается ещё больший эффект реальности. Например, игровой лук в руках, воспроизводимый с помощью манипуляторов, тактильно ощущается отдачей при натяжении тетивы.

Важно и то, что нет разнобоя в восприятии работы контроллеров, которые вы берете в правую и левую руку. Их запросто можно менять местами, что для левшей – идеальная характеристика.

Ранее выпущенные шлемы, тот же Samsung Gear VR, требовали непосредственного участия смартфона для своей работы. Наш обозреваемый обладает собственным дисплеем, выдающий для каждого глаза разрешение 1080. «Сетка» здесь почти неразличима. А широкий угол обзора помещает вас в достоверную объёмную виртуальность – забудьте о плоском эффекте телевизора.

Шлем сидит комфортно, но тяжеловат. Ремни подгоняются прочно, натяжение создают надежное и мягкое. Поролоновая накладка (в комплекте также имеется запасная) избавляет от давления на области лица, в ней есть также выемки для дужек очков. Полезен рычажок регулятора расстояния между линзами.

На первых порах к долгому пребыванию в шлеме придется привыкать. Лицо может вспотеть, а необходимость двигаться с пучком проводов на голове, смущает.

Впечатления от игр

Контент – серьезно разрабатываемая, но, к сожалению, еще не слишком заполненная ниша. Серьёзных игр мало, но мелкие «развлекалки» и демо-версии вполне доступны. А достать вы их сможете через сервис Steam.

Мы немного расскажем об апробировании гарнитуры в разножанровых играх:

  1. ArizonaSunshine. Зомби-шутер с отличной графикой отлично использует возможности обзора Vive: небо, раскалённая земля Аризоны вы видите, поднимая и опуская голову. Кнопка контроллера осуществляет перезарядку оружия.
  2. SpacePirateTraining. Здесь каждый контроллер – крутой космический пистолет, и один из них при надобности меняется на щит. Определение передвижений игрока системой в этой игре проявляется очень круто, и ваш герой уклоняется от лазерных лучей вместе с вами.
  3. Cloudlands. В стильном виртуальном мини-гольфе со множеством локаций манипулятор и вовсе превращается в клюшку. Здесь проявляется полезная универсальность этого приспособления.
  4. Valve The Lab. На закрытом заводском здании вы вволю настреляетесь из лука по предметам на конвейере, сможете брать некоторые из них, запускать мяч, пускать в полёт квадрокоптер, также заведёте дружбу с собачонкой-роботом.

Аппаратные требования и разработки Nvidia

Минимальные для бесперебойной удобной игры аппаратные требования:

Графический процессор: Nvidia GeForce GTX 970, также AMD Radeon R9 290 (но оптимальной будет разработка специально для VR шлемов и гарнитур GeForce GTX VR Ready;

Процессор: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;

Оперативная память: не менее 4 ГБ;

Видеовыход: HDMI 1.4, можно и DisplayPort 1.2

Сегодня Nvidia угадывает в VR гигантские перспективы, а направляет свои разработки в этом векторе, активно сотрудничая с HTC и Oculus.

Так SDK VRWorks – это программный набор, современное технологическое обеспечение графических ресурсов гарнитуры и налаживания распознавания шлема ПК.

Multi-Res Shading направляет усилия на экономию графических ресурсов.

Программа VR SLI распределяет работу видеокарт, ориентируя их на картинки для правого и левого глаза.

Предварительные выводы

В общем, перед нами крутой шлем с шикарными характеристиками, умело переносящий нас тактильно и зрительно в мир увлекательных игр. С виртуальной реальностью нашего «подопытного» сегодня может поспорить разве что новая версия Oculus Rift, вышедшая чуть позже.

Купить Vive сегодня можно примерно за 50 тысяч рублей. Но на алиэкспресс и ebay.com этот девайс обойдется куда дешевле.

А вас мы снова ждем на нашем сайте, также в группе ВК , в Твиттере и на Фейсбуке . Смотрите познавательные видео на нашем канале Ютуб .

Доскональный обзор VR шлема виртуальной реальности от HTC Vive

Снова приветствуем вас, на связи блог о современных гаджетах — UpDron.ru. Вам приходилось когда-нибудь погружаться в виртуальный мир, буквально отрываясь от реальности?

Вы можете сказать, что это не возможно в буквальном смысле, учитывая недостатки всех когда-либо создаваемых игровых устройств. Но поверьте, vr шлем htc vive может подарить вам эту возможность. И сейчас мы выясним так ли это на самом деле. Погнали.

Шлем отслеживает движения один в один, создавая натуральное поле зрения аж на 110 градусов. При этом все кадры «склеиваются» так плотно и без «выпадения», словно вы существуете и ходите в реальности, а движения в игре ощущаются естественными.

На презентациях по всему миру данное устройство получило преимущественно восхищённые отзывы и значительно превзошёл по характеристикам всех своих конкурентов.

Отличительной особенностью гарнитуры и её же главным прорывом в череде себе подобных девайсов является создание идеальных проекций вашего движения. Происходит это с помощью пары базовых станций, располагающихся на стене или на полке. Они отслеживают ваши физические игровые манёвры и точно передают данные на основное устройство гарнитуры.

Комплектация и дизайн

Когда вы впервые раскрываете коробку со шлемом, то начинаете тут же осознавать – перед вами сложная система связанных устройств, обещающая реально крутой эффект присутствия в виртуальном мире.

  • шлем;
  • беспроводные контроллеры-манипуляторы – 2 шт;
  • коннектор для подключения шлема к питанию и ПК;
  • базовые станции – 2 шт;
  • наушники;
  • вспомогательные детали и провода.

Подсоединяется шлем к коннектору с помощью кабеля питания, HDMI и USB. Сам коннектор, помимо подключения к сети, связывается с компьютером.

Станции нужно повесить на равномерном расстоянии, лучше ближе к потолку, но только так, чтобы их разделяло около трёх метров. Именно они будут излучать инфракрасные лучи для определения в пространстве шлема с контроллерами.

К слову, сами станции крошечные, своим миниатюрным видом они совсем не загромождают пространство, а выглядят наподобие небольших колонок.

Контроллеры имеют массу датчиков-отверстий для восприятия сигналов инфракрасных лучей. Такие же «кратеры» есть и на шлеме. Для дизайна их расположение не критично – наоборот, это выглядит даже очень стильно.

Каждый манипулятор также имеет петли для прочного крепления в руке. В центре круглая основная кнопка, ниже «курок». В разных играх они выполняют различную роль.

К слову, теперь вы имеете возможность рассматривать виртуальные предметы в руках, ощущая обратную связь с ними благодаря виброматорам. Так достигается ещё больший эффект реальности. Например, игровой лук в руках, воспроизводимый с помощью манипуляторов, тактильно ощущается отдачей при натяжении тетивы.

Важно и то, что нет разнобоя в восприятии работы контроллеров, которые вы берете в правую и левую руку. Их запросто можно менять местами, что для левшей – идеальная характеристика.

Ранее выпущенные шлемы, тот же Samsung Gear VR, требовали непосредственного участия смартфона для своей работы. Наш обозреваемый обладает собственным дисплеем, выдающий для каждого глаза разрешение 1080. «Сетка» здесь почти неразличима. А широкий угол обзора помещает вас в достоверную объёмную виртуальность – забудьте о плоском эффекте телевизора.

Шлем сидит комфортно, но тяжеловат. Ремни подгоняются прочно, натяжение создают надежное и мягкое. Поролоновая накладка (в комплекте также имеется запасная) избавляет от давления на области лица, в ней есть также выемки для дужек очков. Полезен рычажок регулятора расстояния между линзами.

На первых порах к долгому пребыванию в шлеме придется привыкать. Лицо может вспотеть, а необходимость двигаться с пучком проводов на голове, смущает.

Впечатления от игр

Контент – серьезно разрабатываемая, но, к сожалению, еще не слишком заполненная ниша. Серьёзных игр мало, но мелкие «развлекалки» и демо-версии вполне доступны. А достать вы их сможете через сервис Steam.

Мы немного расскажем об апробировании гарнитуры в разножанровых играх:

  1. ArizonaSunshine. Зомби-шутер с отличной графикой отлично использует возможности обзора Vive: небо, раскалённая земля Аризоны вы видите, поднимая и опуская голову. Кнопка контроллера осуществляет перезарядку оружия.
  2. SpacePirateTraining. Здесь каждый контроллер – крутой космический пистолет, и один из них при надобности меняется на щит. Определение передвижений игрока системой в этой игре проявляется очень круто, и ваш герой уклоняется от лазерных лучей вместе с вами.
  3. Cloudlands. В стильном виртуальном мини-гольфе со множеством локаций манипулятор и вовсе превращается в клюшку. Здесь проявляется полезная универсальность этого приспособления.
  4. Valve The Lab. На закрытом заводском здании вы вволю настреляетесь из лука по предметам на конвейере, сможете брать некоторые из них, запускать мяч, пускать в полёт квадрокоптер, также заведёте дружбу с собачонкой-роботом.

Аппаратные требования и разработки Nvidia

Минимальные для бесперебойной удобной игры аппаратные требования:

Графический процессор: Nvidia GeForce GTX 970, также AMD Radeon R9 290 (но оптимальной будет разработка специально для VR шлемов и гарнитур GeForce GTX VR Ready;

Процессор: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;

Оперативная память: не менее 4 ГБ;

Видеовыход: HDMI 1.4, можно и DisplayPort 1.2

Сегодня Nvidia угадывает в VR гигантские перспективы, а направляет свои разработки в этом векторе, активно сотрудничая с HTC и Oculus.

Так SDK VRWorks – это программный набор, современное технологическое обеспечение графических ресурсов гарнитуры и налаживания распознавания шлема ПК.

Multi-Res Shading направляет усилия на экономию графических ресурсов.

Программа VR SLI распределяет работу видеокарт, ориентируя их на картинки для правого и левого глаза.

Предварительные выводы

В общем, перед нами крутой шлем с шикарными характеристиками, умело переносящий нас тактильно и зрительно в мир увлекательных игр. С виртуальной реальностью нашего «подопытного» сегодня может поспорить разве что новая версия Oculus Rift, вышедшая чуть позже.

Купить Vive сегодня можно примерно за 50 тысяч рублей. Но на алиэкспресс и ebay.com этот девайс обойдется куда дешевле.

А вас мы снова ждем на нашем сайте, также в группе ВК , в Твиттере и на Фейсбуке . Смотрите познавательные видео на нашем канале Ютуб .

HTC Vive: полное погружение в VR дается нелегко

Эпоха виртуальной реальности началась: вслед за Oculus Rift, пионером в сфере дорогих и мощных VR-устройств, на сцену вышел Vive от НТС и Valve. Едва ли кто-то не испытывал скептицизма относительно этого странного, громоздкого, футуристичного устройства, но на деле все оказалось лучше, чем можно было предположить.

Первые экземпляры финальной версии Vive добрались до покупателей 5 апреля. Тогда же начали появляться оценки профильных изданий, и теперь мы можем составить полную картину того, что представляет собой HTC Vive.

Облик шлема лучше всего описали в обзоре на Engadget. Рецензент отметил, что внешний вид и удобство устройства прошли большой путь, но оно все равно осталось большим и тяжелым.

Когда его впервые показали на MWC 2015 чуть больше года назад, это был огромный шлем с похожими на паучьи глаза сенсорами спереди и путаницей проводов, которые тянулись к компьютеру… Несмотря на то, что HTC серьезно поработала над дизайном Vive, устройство все еще кажется мне весьма громоздким. Шлем ощутимо тяжелее Oculus Rift, а еще прямо по макушке проходят три толстых кабеля — а ведь там еще провода от наушников.

Габариты, пожалуй, стали одной из наиболее явных проблем Vive — даже у взрослых мужчин едва хватает сил провести в виртуальной реальности больше полутора часов.

После часа использования у меня начинает болеть шея. Rift я могу носить час и даже больше, но вот с Vive так не получается.

А вот что говорят по этому поводу в обзоре Gizmodo:

Очки Vive тяжелые — заметно тяжелее, чем Oculus Rift. Они тяжелее, чем велосипедный шлем, чем бейсболка, чем маска для ныряния и вообще что-либо, что вам приходилось надевать на свое лицо.

И неудобства не заканчиваются на габаритах самого устройства. Главная сильная сторона Vive, полная симуляция пребывания в виртуальной реальности, становится его ощутимым недостатком. Vive предназначен для оцифровки всего человеческого тела: надев шлем, вы можете ходить, прыгать, садиться и пригибаться в виртуальной реальности, делая это на самом деле. Это обеспечивается несколькими устройствами, входящими в комплект помимо самого шлема.

Там так много… всего, и настраивать все это – не самое веселое занятие. Vive поставляется в огромном ящике размером где-то с мини-холодильник. Внутри находятся парные контроллеры, две базы-сенсоры движений, наушники и распределительная коробка, при помощи которой шлем подключается к компьютеру [и сам шлем, естественно].

И из каждого из этих предметов торчит минимум один кабель… Системе нужно как минимум пять розеток: две, чтобы заряжать беспроводные контроллеры, две для датчиков движения и одна для распределительного блока.

И чтобы подключить весь этот ворох проводов, придется расчистить участок пола хотя бы 2 метра х 1,50 метра. Это ваше виртуальное пространство, внутри которого вы сможете взаимодействовать с тем, что появится в ваших собственных очках, будь то офис, игровая площадка или океанское дно. Площадку можно сделать больше, до 5 метров по диагонали. На двух противоположных углах этой площадки необходимо разместить те самые базы-датчики, причем не на полу, а на высоте чуть выше вашего роста и при этом идеально на одном уровне.

В Cnet процесс установки описали наиболее образно:

Есть ощущение, что для монтажа понадобятся особые знания. Иногда все это похоже на набор фетишиста. И уж точно это устройство не для тех, кому тяжело разобраться с калибровкой Kinect. Но у Vive хотя бы есть понятные инструкции. Я скачал все программы, подключил все провода, откалибровал площадку и настроил шлем где-то за полчаса. Но если вы хотите чего-то простого, не покупайте Vive. Это устройство для энтузиастов, в котором от простоты отказались в угоду качеству.

И именно качество виртуальной реальности, в которую погружает Vive, затмевает все неудобства, которые возникают с устройством в реальном мире. Шлем обеспечивает по-настоящему полное погружение в VR.

Я понимаю, что не совсем понимаю, где оказался, буквально. Я знаю, куда я попал в виртуальном мире. Поле для мини-гольфа? Дно моря? Нелепый офис, полный роботов? Мой уютный домашний офис становился всеми этими местами прямо посреди ночи. Я ходил по этим мирам собственными ногами. Я касался вещей собственными руками. И иногда, например, когда я наблюдал за косяком светящихся рыбок, я встречался с прозрачной голубоватой преградой. Стеной. Моей стеной. Так HTC Vive предупреждал меня, что там расположена граница симуляции.

На Engadget это описали так:

Когда все работает, как надо, Vive становится самым убедительным аргументом в пользу того, что VR – это не просто надежды энтузиастов и массовая истерия. Он натурально помещает тебя прямо в центр виртуальных миров…

А вот отзыв Gizmodo:

HTC Vive является самым продвинутым VR-устройством из всех, что когда-либо существовали на свете. Шлем просто чудовищно мощный, в нем можно свободно смотреть по сторонам без подгрузок и задержек. Беспроводные контроллеры позволяют с легкостью взаимодействовать с виртуальным миром. И более того — Vive позволяет перемещаться внутри игры, что выделяет его на фоне всех прочих устройств, которые когда-либо создавали.

Но при желании Vive можно использовать и без всех дополнительных аксессуаров. Просто надеть шлем на голову и комфортно устроиться за компьютером, не заморачиваясь с пространственными контроллерами и датчиками движения. Vive поддерживает функцию виртуализации обычного рабочего стола и умеет запускать любые программы и игры. Просто этот экран можно сделать какого угодно размера, и ничто не будет отвлекать от происходящего. Эту особенность отдельно оценил рецензент Destructoid:

Когда дело доходит до использования сидя, я готов пользоваться Vive не переставая, я надевал его каждый день с тех пор, как он появился у меня дома. Я смотрел кино на гигантском экране, я играл в видеоигры, на которые писал обзоры. Я делал все это в VR, используя ее просто в качестве основного интерфейса для взаимодействия с компьютером.

В итоге можно сказать, что у HTC и Valve получилось создать прорывное устройство, какого мир еще не видел, и которое действительно делает то, что обещает. Да, Vive стоит дороже конкурентов, да его тяжело настроить и не очень удобно носить. Но он творит именно ту магию, о которой человечество мечтало десятилетия. Разумеется, Oculus Rift делает многие вещи ничуть не хуже, но он отравляет в виртуальный мир лишь голову игрока. Vivе же идет значительно дальше.

Но пока что он остается лишь игрушкой и демонстрацией того, что человечество может это сделать. Зачем? Это другой вопрос. Полноценных или хотя бы достаточно захватывающих игр Valve пока не предлагает, а смотреть кино на виртуальном экране можно даже на Google Cardboard. Но ведь виртуальная реальность, тем более столь продвинутая, может пригодиться не только для развлечений. Очень разумную мысль высказал сайт The Verge:

Виртуальная реальность давно ассоциируется с такими сферами, как архитектура, индустриальный дизайн, тренировки военных и пилотов. И такая серьезная вещь, как Vive, может заменить куда более дорогие тренажеры вроде CAVE.

Ссылка на основную публикацию